Назад к списку

Нужно ли учитывать арендодателю земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и если да, то на каком счете?


Департамент имущества является администратором доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов. Права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы, но у муниципалитета есть полномочия по распоряжению такими земельными участками (сдача в аренду, продажа с торгов, предоставление без торгов для льготных категорий граждан). 

В настоящее время такие земельные участки в бухгалтерском учете не отражены. На счете 108.55 «Непроизведенные активы, составляющие казну» учитываются земельные участки, на которые у муниципалитета есть зарегистрированные права муниципальной собственности и которые включены в состав Муниципальной имущественной казны. 

Нужно ли учитывать земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов? Если да, то на каком счете их учитывать, может быть, на счете 01 как «права ограниченного пользования чужими земельными участками» в соответствии с приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н по кадастровой стоимости? Кадастровая стоимость таких земельных участков известна. 

_____________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. 

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта РФ, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 

Земля является непроизведенным активом. Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, в редакции, применяемой до 1 января 2018 г., на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" учитывались только земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком

Разъяснения порядка учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее были приведены в письме Минфина России от 31.08.2015 № 02-07-10/49963. В письме указано, что до принятия соответствующих федеральных стандартов бухгалтерского учета земельные участки, право собственности на которые не разграничено, могут учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по их кадастровой стоимости, с одновременным отражением на счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)». 

С 1 января 2018 года организации госсектора должны применять федеральные стандарты бухгалтерского учета:

  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н); 
  • Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н). 

По своей экономической сути земельные участки, право собственности на которые не разграничено, расположенные в границах публично-правого образования и передаваемые им в возмездное пользование (аренду), являются активом. 

Согласно Стандарту «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»:

  • «Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. 
  • Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.» (п. 36 Стандарта); 
  • «Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий: 

                   а) соответствие объекта бухгалтерского учета определению, установленному настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; 

                   б) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;

                   в) возможности оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений настоящего Стандарта, кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.» (п. 47 Стандарта). 

Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы" (утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н), далее – Стандарт "Непроизведенные активы":

«Объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость такого объекта можно достоверно оценить

Объекты непроизведенных активов, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики (далее - забалансовый учет).» 

Согласно подпункту «в» пункта 10 Стандарта "Непроизведенные активы":

«Признание (принятие к бухгалтерскому учету) земельных участков осуществляется следующими субъектами учета:

…в части учета земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование) - органы государственной власти (местного самоуправления), уполномоченные на распоряжение земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена

Хотя Стандарт "Непроизведенные активы" будет применяться при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года (п. 2 приказа Минфина России от 28.02.2018 № 34н), с 1 января 2018 года уже применяется Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», согласно которому требуется учитывать все активы, поэтому такие земельные участки следует учитывать администратору доходов в составе нефинансовых активов на соответствующем аналитическом счете балансового счета 103 00 «Непроизведенные активы». 

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в актуальной редакции (утв. приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н), далее - Инструкция № 157н:

«Земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка - по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, - в условной оценке, один квадратный метр - 1 рубль.» 

По мнению методологов Минфина России, высказанному на совещании «Актуальные вопросы внедрения и применения СГС. Переход на СГС, применяемых с 2019 года» в рамках круглого стола для финансовых органов Северо—Западного федерального округа (07.06.2018 –08.06. 2018, г. Санкт—Петербург), земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, следует принять к учету на счет 103 13 «Прочие непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения».

В соответствии с пунктом 80 Инструкции № 157н единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. Также, учитывая тот факт, что земли в общем случае принимаются к учету по кадастровой стоимости отдельного участка, учреждению госсектора необходимо организовать учет таких непроизведенных активов в разрезе каждого участка с площадью и кадастровым номером. При этом в целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции № 157н).

Положениями пункта 16 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), бухгалтерские записи по принятию к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена, не определены. По мнению методистов 1фирмы "1С", в текущем году такие операции могут отражаться бухгалтерской записью: 

Д-т КРБ 1 103 13 330, К-т КДБ 1 401 10 189. 

В межотчетном периоде операции отражаются в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов": 

Д-т КРБ 1 103 13 330, К-т КДБ 1 401 30 000. 

Последнюю запись можно сделать только при наличии соответствующей информации в документах инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2018 года в целях подтверждения данных отчетности за 2017 год.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции № 162н финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. 

При предоставлении в аренду отражается внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» и одновременно на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

В 2018 году предоставление в аренду земельных участков отражается в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н) и квалифицируется как операционная аренда. 

Подробнее об учете объектов операционной аренды читайте в статье на сайте ИТС «Учет объектов операционной аренды при передаче в аренду земельных участков». 

Источник информации: its.1c.ru